Контейнерные перевозки: как одна идея изменила экономическую географию мира.

navigate_before
navigate_next

Изобретателем контейнера и отцом контейнерных перевозок общепризнанно считается американец Малкольм Маклин (Malcolm McLean).Именно ему в конце 30-х годов пришла в голову идея использовать контейнер для грузовых перевозок.

i.jpg

Малкольм Маклин родился в 1913 году в многодетной семье фермера из Северной Каролины (США). Он получил только среднее образование, после чего какое-то время работал на бензоколонке, пока не накопил в 1934 году небольшие деньги на покупку подержанного грузовика.
Малкольм вместе с сестрой и братом организовал компанию McLean Trucking, первоначально занимающуюся буксировкой пустых табачных бочек. Какое-то время он был одним из водителей в собственной компании.

e1a228051ae8a8679f93fa89971017e3.jpg

Идея с контейнерами пришла Маклину в голову еще в 1937 году, когда он почти сутки промаялся на причале в ожидании своей  очереди на разгрузку автомашины, наблюдая, как пара десятков грузчиков и матросов разгружали одну за другой машины и по цепочке передавали коробки и тюки на палубу корабля, а там уже укладывали в трюм до тех пор, пока есть свободное место.
Такой способ никак не защищал груз от повреждений, краж и потерь. Все, кроме портовых грузчиков и матросов, желающих немного подзаработать, теряли уйму времени и денег. Именно тогда, у Маклина и зародилась идея, изменившая как его жизнь, так и жизнь всей планеты.

a35e03bead605df80752ce5fe53dd39f.jpg

Малкольм Маклин предложил идею унифицированной тары для штучных грузов, чтобы избежать потери времени при многочисленных перегрузках во время транспортировки груза различными видами транспорта.
Так как сам Маклин работал экспедитором и очень хорошо понимал всю важность своего изобретения.

К пятидесятым годам небольшой семейный бизнес превратился в крупнейшую автотранспортную корпорацию. К 1940 году компания уже насчитывала 30 грузовиков, а затем Маклин превратил McLean Trucking в одну из крупнейших транспортных компаний в США – с 1770 грузовиками и 32 терминалами. Это позволило Малькому Маклину приступить к реализации задуманного. За 7 миллионов долларов он приобрел судоходную компанию Pan-Atlantic Steamship Company, представленную во всех главных портах восточного побережья. Чуть позже Pan-Atlanticбыла переименована в SeaLand - «Корпорация Море-Суша».

Спроектировав стальной контейнер, который можно было компактно расположить на судне, Малкольм Маклин переоборудовал бывший нефтеналивной танкер «Ideal X» под контейнеровоз и разработал автомобильную площадку, на которой осуществлялась сухопутная транспортировка. 26 апреля 1956 года «Ideal Х» с 58 контейнерами на борту отправился из Ньюарка в Хьюстон.

2016-04-26_110905.jpg


Самое главное Маклин – создал законченную функционирующую модель контейнерных перевозок. Стимулом послужили многочисленные и несогласованные между собой весовые ограничения и сборы, произвольно вводимые властями различных штатов на перевозку грузов автотранспортом, что безмерно усложняло жизнь перевозчика. Маклин все больше склонялся к мысли, что было бы проще перевозить грузы на большие расстояния по морю, избегая поборов на границах, а потом уже из порта довозить груз внутри каждого штата автотранспортом.

sea-land.jpg

Контейнерные перевозки обходились на четверть дешевле, экономили массу времени за счет сокращения погрузочно-разгрузочных работ, и по сравнению с традиционными перевозками обеспечивали лучшую сохранность груза, одновременно снижая страховые расходы – словом, дважды убеждать никого не пришлось.

4433841d9c6d21f2c25358c1897c3815.jpg

Cо своей стороны Маклин позаботился о стандартизации контейнеров, справедливо полагая, что единый стандарт даст дополнительный толчок развитию отрасли. И все же, несмотря на очевидную выгоду, которую она с собой несла, контейнерная революция совершалась бы гораздо медленнее, если бы не событие, которое в значительной мере укорило этот процесс и наглядно показало в мировом масштабе все преимущества контейнерных перевозок – война во Вьетнаме.
В начале войны поставки во Вьетнам были в значительной степени дезорганизованы. Грузы прибывали мелкими партиями или навалом, что значительно затрудняло снабжение войск. Малкольм Маклин, преодолев многочисленные бюрократические препоны, предложил свои услуги по перевозке контейнерами. Тестовая поставка 226 контейнеров, груженых взрывчаткой, показала, что длительность цикла перевозки сократилась на 500 процентов, а эффективность трудозатрат возросла на 600 процентов по сравнению с перевозками навалом.
По условиям контракта с Управлением военно-морского транспорта США (MSTS) компания SeaLand обязалась доставлять контейнеры door-to-door, то есть не просто во вьетнамские порты, а непосредственно к месту дислокации войсковых подразделений. Это дало возможность обкатать уже ставшую классической цепочку мультимодальных перевозок: подача пустого контейнера – загрузка – забор – погрузка на судно – разгрузка в порту – транспортировка до клиента – выгрузка – забор пустого контейнера.

b030a2bcb7c6bbee2be783f3f7982365_1.jpg

Малкольм Маклин заключил договоры с портами Японии, Тайваня, Филиппин, с Сингапуром и Гонконгом, которые грузили его пустые контейнеры коммерческими грузами на обратном пути из Вьетнама в США. Это дало начало пяти регулярным контейнерным линиям. К моменту завершения войны в 1973 году, 80 процентов всех морских грузоперевозок в Юго-Восточной Азии осуществлялось контейнерами.
В итоге меньше чем за 15 лет своего существования SeaLand превратилась в ведущую транспортно-судоходную компанию мира: располагавшую 27 тысячами контейнеров, 36 контейнеровозами и представительствами более чем в 30 ведущих портах мира.
Глобализация мировой экономики стала еще одним мощным стимулом в развитии контейнерных перевозок. В 2006 году в портах было перегружено 400 миллионов TEU, в 2007 – 500 миллионов, а к 2015 это число, по прогнозам, может возрасти до миллиарда. В рейсе постоянно находится более 3500 контейнеровозов с 15 миллионами контейнеров на борту.

4.jpg

В 1969 SeaLand была продана за 530 миллионов долларов R. J. Reynolds Industries, Inc., а в 1999 году ее приобрел датский гигант Maersk. Новая компания получила название Maersk Sealand, позднее сменившееся на Maersk Line.




Возврат к списку